пятница, 31 мая 2019 г.

Летнее чтение

                        Уважаемые родители!

    Лето - пора не только для отдыха, но и для развития Ваших 
детей. Ежедневное чтение не только не повредит, но и поможет ребёнку 
стать более уверенным, знающим, грамотным. 
  Предложенный список состоит из двух частей. Жирным шрифтом 
выделены темы будущих внеклассных чтений (примерно в таком порядке,
как они будут проходить в учебном году). Затем на каждую тему 
предлагается примерный список литературы. Этот список может 
вами индивидуально корректироваться (сокращаться или 
дополняться, в зависимости от читательской активности вашего
ребёнка, а также имеющейся в библиотеке литературы).

Читательский дневник ведём в письменной форме!
1. Устное народное творчество: загадки, потешки, прибаутки, 
небылицы, считалки. (одну выучить наизусть)
2.Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Гуси-лебеди", "Морозко", "Два мороза", "Снегурочка", "Иван-царевич и серый 
волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Мальчик с пальчик».
 Украинская сказка "Колосок", венгерская сказка "Два жадных медвежонка",
татарская сказка "Три дочери", латышская сказка "Как петух лису 
обманул", белорусская сказка "Легкий хлеб".
   Братья Гримм. "Золотой гусь" и другие сказки, Ш. Перро. "Кот в сапогах". "Золушка", Г.Х. Андерсен. "Дюймовочка", "Огниво", "Снеговик". Д. Мамин-Сибиряк. "Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост",  "Серая Шейка".
3. Весёлые истории и стихи для детей. (одно стихотворение можно выучить наизусть)
Г.Остер «Вредные советы»
М .Зощенко «Учёная обезьянка»
Ю.Мориц «Большой секрет для маленькой компании»(стихи)
К.Чуковский "Айболит", "Бармалей", "Мойдодыр" и др.
4. Книги о детях, школьной жизни, дружбе 
Н. Носов «Фантазёры»
В. Голявкин «Как я под партой сидел»
Л. Пантелеев «Честное слово»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
В. Драгунский. "Заколдованная буква". "Тайное становится явным". "Друг детства". "Сестра моя Ксения"
Е. Пермяк. "Бумажный змей". "Пропавшие нитки и другие сказки".
5. Книги о природе, братьях наших меньших 
В.В.Бианки «Лесные домишки»
Б.С.Житков «Рассказы о животных»
К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
Е. Чарушин «Про Томку», «Волчишко»
Н.Сладков «Лесные сказки»
С.Маршак «Детки в клетке»
М. Пришвин. "Журка". "Хромка". "Глоток молока". "Золотой луг". "Лисичкин хлеб". "Птицы под снегом".
6. Почемучкины книги 
Р.Киплинг Рассказы. «Почему у кита такая глотка?», « Отчего у верблюда горб?»,
Д.Родари «Почему?», «Отчего?», «Зачем?», Справочник «Что такое ? Кто такой?», энциклопедии для детей.
 
                            ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ
  Закончился учебный год и все школьники получили списки 
произведений для летнего чтения. Требование вести Читательский 
дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и
ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет 
требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.
Давайте же разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.
 Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против 
читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, 
сюжетных линий — я вообще иногда не помню, как кого зовут и на 
имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла.» 
Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того,
 чтобы забыть?! 
   Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того,
 чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то 
новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся 
различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в 
которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если 
ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит, т.е.
 книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось. 
 Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. 
У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы
 из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?
  В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль 
не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем
 он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно 
пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать 
одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот 
рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже 
и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
   При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль 
записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, 
ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
  Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает
 эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном 
чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав 
свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
                 Как же оформить читательский дневник?
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе
 нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. 
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить 
ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать 
выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, 
требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. 
Поэтому мои требования к оформлению минимальны. 
Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь
лучше 24 листа, (в неё будете записывать книги по внеклассному чтению), 
а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:
♦ дата чтения,
♦ название произведение,
♦ автор,
♦ главные герои
♦ «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает 
в 1-2 предложения основную мысль текста (если это возможно).
   Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае,
 они записывают название энциклопедии, название статьи и , конечно, 
о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это тоже чтение. 
 Помогите учителю учить ребенка вести Читательский дневник с 
первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это 
делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение 
Читательского дневника, Ребёнок научиться анализировать 
прочитанное, лучше понимать и запоминать книги.
  Рисунки делаются по желанию. Это могут быть также тематические 
наклейки или вырезки из детских журналов, которые подходят по 
сюжету. Можно распечатать раскраску, которую можно вклеить в 
дневник и раскрасить. Такие вклейки и рисунки очень 
украшают и оживляют Дневник.
  Если вы читали стихи, загадки, потешки,  то можно списать 
одно четверостишие или 1-2 понравившиеся загадки с отгадками.
  Если вы читали несколько произведений по одной тематике, 
то можно оформить название раздела, после прочтения 
произведений оставить место на этой странице, чтобы дописать в
 течение года другие произведения по данной теме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий